Пояснительная записка
В основу данной программы заложена целенаправленная работа по формированию экологической культуры у подрастающего поколения, раскрытие темы о взаимосвязи человека с природой, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Учащиеся приобретают практические навыки и умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы, а также учит их приобретению навыков исследования явлений природы в лесной зоне. Исследовательскую деятельность младших школьников предлагается проводить во время полевого практикума с выходом учащихся на несколько часов в урочище Чёрный лес.
Цель программы полевого практикума: « Формирование у учащихся экологической культуры, воспитание творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества; научить детей самостоятельно добывать знания и уметь проводить собственные исследования в условиях полевого практикума».
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
1. Разработать содержание обучения детей на примере урочища Чёрный лес.
2. Разработать и адаптировать современные методы описания и исследования лесной экосистемы.
3. Реализация, в ходе выполнения программы, приёмов активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством исследовательской деятельности.
4. Использование «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ.
Основная идея «натуралистического» подхода заключается в том, чтобы показать детям природу изнутри. Результатом такого пристального рассмотрения становится осознание того, что природа уникальна и человек – часть её.
Основными формами обучения являются экскурсии, полевые практикумы, домашние работы, встречи с интересными людьми, просмотр фильмов, чтение литературы.
Значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, исследованиям. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети отражают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают прогнозированию последствия влияния человека на природу.
В ходе проведения занятий учитель совместно с учениками, опираясь на возможности методической и приборной базы конкретного образовательного учреждения, может осуществлять выбор экспериментов. Поэтому в данной программе предложено избыточное количество исследовательских тем и направлений.
Исследовательскую деятельность младших школьников предлагается проводить во время полевого практикума с выходом учащихся на несколько часов в урочище Чёрный лес.
Важная роль в исследовательской деятельности отводится учебным дискуссиям, самостоятельному чтению дополнительной природоведческой литературе и поиск в ней необходимой информации, практической работе по охране природы, пропаганда в доступной для учащихся форме природоохранных знаний.
Программа рассчитана на младших школьников. Объём программы работы кружка 20 часов. Что касается частоты занятий, то программа реализуется в рамках организации экологического лагеря в каникулярное время: По возможности её можно реализовывать в урочное время.
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, статистическая обработка данных, построение диаграмм и т.д.).
Сроки занятий
Программа рассчитана на два года обучения. Программа предусматривает проведение 5 экологических практикумов, продолжительностью каждый по 4 часа, посезонно.
Осень-4часа; Зима – 4часа; Осень-4часа.
Лето – 4часа ; Весна – 4часа;
Исследовательская работа адаптирована на младшего школьника и рассчитана на освоение им методов изучения лесной экосистемы. Проведение детьми определённого набора экологических исследований с использованием заранее одобренных и адаптированных методик.
Самостоятельная исследовательская работа учащегося включает в себя следующие виды деятельности:
-исследование влияния внешней среды на развитие Чёрного леса;
-исследование упавших деревьев от сильных ветров;
-исследование муравейников в лесу;
-наблюдения за антропогенным фактором;
-экологические проблемы леса, возникшие по вине человека;
-исследование деревьев по их внешним признакам и определение сторон горизонта;
-исследование видового состава деревьев;
-исследование количества семян древесной растительности;
-исследование видового состава и численности грибов Чёрного леса и т.д.
и предусматривает постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученного материала, отчёта (статья, проект), защита на научно- практической конференции.
Структура занятия отражена в приложении.
Научно-практическая
конференция учащихся.
Обобщающая конференция, на которой предполагается представление наиболее интересных работ учащихся, а также обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола).
Учебно-методический
комплекс
Специфика
использования УМК
Необходимо осуществлять ретроспективную преемственность с предыдущей серией УМК по общеобразовательным предметам непосредственно связанным с программным материалом школьного лесничества:
-опираться на пройденный материал, обобщая и расширяя его с учетом интересов обучающихся;
-использовать
современные технологии при
проведении теоретических и практических занятий с учащимися.
В
учебно-методическом комплексе имеются
необходимые для проведения занятий следующие средства:
- «Юный лесовод» Немцов П.В., М., 2002;
-учебное пособие для учащихся «Основы лесоводства» Полосов В.И., М., 2003;
-аудиовизуальные средства, слайды, карты, иллюстрации, раздаточный и дидактический материалы, дополнительная и справочная литература;
В качестве диагностики результативности работы по программе могут использоваться методы отслеживания изменений мотивации, успеваемости школьников, а также оценка количества и уровня творческих работ, выполненных в рамках или на базе занятий.
Что должны знать
и уметь:
-определять стороны горизонта по природным признакам;
-знать видовой состав насаждения Чёрного леса;
-знать лекарственные растения и применение их в народном лечении;
-формулировать и практически выполнять правила поведения в лесу;
-объяснять взаимосвязи в природе и природы с человеком;
-проводить самостоятельные наблюдения в природе и делать выводы;
-знать растения и животных, обитающих в Черном лесу.