|
Программа экологического полевого практикумаПояснительная записка В основу данной программы заложена целенаправленная работа по формированию экологической культуры у подрастающего поколения, раскрытие темы о взаимосвязи человека с природой, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Учащиеся приобретают практические навыки и умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы, а также учит их приобретению навыков исследования явлений природы в лесной зоне. Исследовательскую деятельность младших школьников предлагается проводить во время полевого практикума с выходом учащихся на несколько часов в урочище Чёрный лес. Цель программы полевого практикума: « Формирование у учащихся экологической культуры, воспитание творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества; научить детей самостоятельно добывать знания и уметь проводить собственные исследования в условиях полевого практикума». Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи: 1. Разработать содержание обучения детей на примере урочища Чёрный лес. 2. Разработать и адаптировать современные методы описания и исследования лесной экосистемы. 3. Реализация, в ходе выполнения программы, приёмов активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством исследовательской деятельности. 4. Использование «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ. Основная идея «натуралистического» подхода заключается в том, чтобы показать детям природу изнутри. Результатом такого пристального рассмотрения становится осознание того, что природа уникальна и человек – часть её. Основными формами обучения являются экскурсии, полевые практикумы, домашние работы, встречи с интересными людьми, просмотр фильмов, чтение литературы. Значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, исследованиям. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети отражают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают прогнозированию последствия влияния человека на природу. В ходе проведения занятий учитель совместно с учениками, опираясь на возможности методической и приборной базы конкретного образовательного учреждения, может осуществлять выбор экспериментов. Поэтому в данной программе предложено избыточное количество исследовательских тем и направлений. Исследовательскую деятельность младших школьников предлагается проводить во время полевого практикума с выходом учащихся на несколько часов в урочище Чёрный лес. Важная роль в исследовательской деятельности отводится учебным дискуссиям, самостоятельному чтению дополнительной природоведческой литературе и поиск в ней необходимой информации, практической работе по охране природы, пропаганда в доступной для учащихся форме природоохранных знаний. Программа рассчитана на младших школьников. Объём программы работы кружка 20 часов. Что касается частоты занятий, то программа реализуется в рамках организации экологического лагеря в каникулярное время: По возможности её можно реализовывать в урочное время. Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, статистическая обработка данных, построение диаграмм и т.д.). Сроки занятий Программа рассчитана на два года обучения. Программа предусматривает проведение 5 экологических практикумов, продолжительностью каждый по 4 часа, посезонно. Осень-4часа; Зима – 4часа; Осень-4часа. Лето – 4часа ; Весна – 4часа; Исследовательская работа адаптирована на младшего школьника и рассчитана на освоение им методов изучения лесной экосистемы. Проведение детьми определённого набора экологических исследований с использованием заранее одобренных и адаптированных методик. Самостоятельная исследовательская работа учащегося включает в себя следующие виды деятельности: -исследование влияния внешней среды на развитие Чёрного леса; -исследование упавших деревьев от сильных ветров; -исследование муравейников в лесу; -наблюдения за антропогенным фактором; -экологические проблемы леса, возникшие по вине человека; -исследование деревьев по их внешним признакам и определение сторон горизонта; -исследование видового состава деревьев; -исследование количества семян древесной растительности; -исследование видового состава и численности грибов Чёрного леса и т.д. и предусматривает постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученного материала, отчёта (статья, проект), защита на научно- практической конференции. Структура занятия отражена в приложении. Научно-практическая
конференция учащихся. Обобщающая конференция, на которой предполагается представление наиболее интересных работ учащихся, а также обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола). Учебно-методический
комплекс Специфика
использования УМК Необходимо осуществлять ретроспективную преемственность с предыдущей серией УМК по общеобразовательным предметам непосредственно связанным с программным материалом школьного лесничества: -опираться на пройденный материал, обобщая и расширяя его с учетом интересов обучающихся; -использовать
современные технологии при
проведении теоретических и практических занятий с учащимися. В
учебно-методическом комплексе имеются
необходимые для проведения занятий следующие средства: - «Юный лесовод» Немцов П.В., М., 2002; -учебное пособие для учащихся «Основы лесоводства» Полосов В.И., М., 2003; -аудиовизуальные средства, слайды, карты, иллюстрации, раздаточный и дидактический материалы, дополнительная и справочная литература; В качестве диагностики результативности работы по программе могут использоваться методы отслеживания изменений мотивации, успеваемости школьников, а также оценка количества и уровня творческих работ, выполненных в рамках или на базе занятий.
Что должны знать
и уметь: -определять стороны горизонта по природным признакам; -знать видовой состав насаждения Чёрного леса; -знать лекарственные растения и применение их в народном лечении; -формулировать и практически выполнять правила поведения в лесу; -объяснять взаимосвязи в природе и природы с человеком; -проводить самостоятельные наблюдения в природе и делать выводы; -знать растения и животных, обитающих в Черном лесу.
|
|