Мой прадед воевал.
Он слёз не лил.
Он защищал границу от врагов.
Мой прадед воевал.
Не ел, не пил.
Он Родину распутал от оков.
Горда героями Россия!
Они живут сейчас
И сотни лет назад.
Мы славим их!
И в этом наша сила!
Чтим имена, они у нас в сердцах.
Л. Рассказова
О том, что такое война, я узнала из книг, из рассказов взрослых. Мне ещё только 14 лет, но я уже так много слышала об ужасах военного времени. Вот уже пять лет я принимаю участие в акции «Бессмертный полк», иду на параде Победы по улицам станицы, неся портрет Ганенко Ефрема Корнеевича, воевавшего за нашу Родину.
Родители моего прапрадедушки – переселенцы из-под Харькова, из села Белая Церковь. В Казахстан они ехали обживать новые земли. Прапрадед вспоминал, что путь их лежал через города Омск, Петропавловск. Когда они прибыли в Петропавловск, их всех попросили выйти, на улице были накрыты длинные столы с угощением, и во всех храмах звонили колокола в честь вступления на российский престол императора Николая.Прапрадеду было тогда 16 лет. Потом по реке они плыли до Семипалатинска, оттуда почему-то повернули назад и остановились в приглянувшемся им местечке между двух речек, где и началась история села Андреевка. Стали жить. У прапрадеда родилось восемь детей: Ефрем, Николай, Павел, Варвара, Татьяна, Мария, Евдокия и Галина.
Мой прадедушка, Ефрем Корнеевич Ганенко, родился в 1905 году и в своё время женился на Марии Марченко, семья которой была родом с Кубани. После революции 1917 года их раскулачили и сослали в Казахстан. Из книги В.И. Белоус «Мозаика времён» я узнала, что Мария, как-то по-особенному, любила своего мужа, даже больше чем детей. Будто она говорила: «Дети ещё будут, а муж – только один!». В 1943 году, когда её после операции только привезли домой из Кокчетава, пришло письмо от Ефрема, призванного на фронт, в котором он сообщал о том, что его воинский эшелон будет следовать на фронт через Кокчетав. Мария засобиралась на встречу с мужем, но сёстры Ефрема поехали сами, а её не взяли: была холодная зима, добраться до Кокчетава (а это – 150 километров!) можно было на санях, запряжённых лошадью, а Мария - только что перенесла операцию. Говорят, что она от отчаяния плакала, кричала и что-то, наверное, тогда оборвалось у неё внутри: после этого ей становилось всё хуже и хуже. Она умерла в том же 1943 году. Дома остались четыре девочки. Их отец, мой прапрадедушка, Ефрем Корнеевич, приезжал на несколько дней, его отпускали с фронта после смерти жены. Он погиб 10 апреля 1944 года под Псковом в боях с танковым соединением Гудериана «Чёрная пантера». Похоронен, как стало известно через 30 лет, в братской могиле. В 1979 году, в День Победы, на могилу отца и деда ездили три его дочери и внучка.
Из рассказов очевидцев боёв они узнали, что многие солдаты были вооружены винтовками. Так погиб мой прапрадедушка, Ганенко Ефрем Корнеевич, защищая Родину с винтовкой против немецких танков.
У нас есть только одна фотография Ефрема Корнеевича в военные годы. На ней он 9 декабря 1943 года.
В августе 2018 года мы с семьёй ездили в село Воронино, Псковской области, на могилу моего прапрадеда Ганенко Ефрема Корнеевича.
Когда началась Великая Отечественная война, на фронт призвали моего прапрадедушку Величко Ивана Поликарповича в возрасте 37 лет. В августе или сентябре 1941 года (точно неизвестно) он попал в плен к гитлеровцам под Киевом, где погиб. В парке станицы Марьянской есть памятник, братская могила солдатам войны. Когда я возлагала цветы, мои бабушка и дедушка показали мне, что среди многих имён, высеченных на камне, есть и имя жителя нашей станицы И.П. Величко.
А вот его сын, мой прадедушка, Величко Александр Иванович, был угнан в Германию. В августе 1942 года немцы вошли в станицу Марьянскую. Укрепления, которые строились на северной её стороне, где работала и моя прапрабабушка, Мария Николаевна, ненадолго задержали захватчиков…
Во время гитлеровской оккупации жители станицы работали в саду, в бригадах, постоянно испытывая чувство страха, потому что в августе – сентябре немцы сильно зверствовали. На берегу реки Кубань они расстреляли несколько человек. Часть жителей ушла сражаться в партизанский отряд «Кубанец». Фашисты забирали у людей всё, чем они жили – скот, птицу, занимали их дома. А в феврале 1943 года, отступая, они угоняли наших станичников в рабство. Мой прадедушка, Александр Иванович, которому было тогда всего 14 лет, спрятался на сеновале. Немцы подъехали на подводе, стали забирать сено. Он успел перебежать в дом, но вскоре его нашли и забрали с собой. Гнали их через станицы Новомышастовскую и Ивановскую, а матери бежали вслед за детьми в слезах. Автоматами и тяжёлыми сапогами оккупанты отгоняли тех, кто пытался приблизиться к этой колонне. Перевезли пленников через Керченский пролив, и здесь прадедушка заболел тифом, но выжил. Потом его отправили на ферму в западную зону Германии, на границу с Францией. Он работал на хозяина, и ему было нелегко. Партизаны – французы наладили связь с рабочими этого фермера, но, видимо, нашёлся предатель и донёс о готовившемся восстании. И однажды жителей села выстроили в одну шеренгу и каждого десятого расстреляли за связь с партизанами… Прадедушка стоял в строю девятым. Позже, на Родине, ему долго снился страшный сон про то, каким же по счёту он стоит в том строю… Его и других узников фашизма освободили американские войска. Затем им настойчиво предлагали уехать в США, Канаду, но, хоть и молод был прадедушка, а на заманчивые предложения не согласился: только домой! Его предупреждали о том, что домой он не попадёт, а отправят на Колыму. Так он впервые услышал это страшное слово.
Границу СССР они пересекли 4 ноября, в день его рождения, когда ему исполнилось 17 лет. И действительно, пришлось попасть не домой, а узнать на себе Колыму, её законы. Там он отработал 10 лет. Потом был реабилитирован: не виноват, как и многие сотни соотечественников, но… Отрадно то, что, несмотря на пережитое, прадедушка не озлобился, был добрым ко всем окружающим. Работал водителем в колхозе «Заветы Ильича» станицы Марьянской, изредка встречался с товарищами по несчастью, вместе с которыми прошёл сталинские лагеря.
Столярова Анастасия 8 «Б»
Величко Иван Поликарпович с семьёй
Ганенко Ефрем Корнеевич
Величко Александр Иванович |